7 сентября 2015
2099
4 мин.
6 сентября завершилась Московская Международная Книжная Ярмарка 2015, которая прошла под эгидой Года Литературы в России. На выставке можно было наблюдать на примере стендов ситуацию с книжным бизнесом в стране и услышать оценку экспертов.
Первое что бросалось в глаза постоянным посетителям выставки – резко сократившееся количество участников. Пустых стендов не было, но были большие пустые пространства, несколько огромных стендов почетных гостей и партнеров выставки, которые раньше негде было бы поставить из-за огромного числа желающих участвовать в выставке. Благодаря хитростям архитектурного планирования помещения, «на глаз» впечатление, что имеет место только 20-25% снижение числа участников.
В официальных же материалах говорится о том, что в выставке приняли участие боле 400 издательств, из 30 стран. Для сравнения, в 2014 году в выставке приняли участие около 1000 издательств из 60 стран мира. Получается, что на выставке было более чем в два раза меньше участников, чем в прошлом году.
Так как ММКВЯ традиционно воспринимается зеркалом книжного рынка и книжного бизнеса России, эксперты и гости выставки были несколько обеспокоены таким положением дел. Но помимо проблем книжного рынка, в этом году были еще и большие проблемы с организацией самой выставки. По неизвестны причинам, бывшее руководство и команду администрации выставки убрали практически в полном составе. И произошло это всего за несколько месяцев до события. Более того – за два месяца до открытия выставки команда менялась еще два раза.
Не удивительно, что пока шла передача дел и люди входили в рабочее русло, время было упущено и из-за царящей неразберихи многие издательства просто не смогли получить стенд. Официально – не было мест, хотя убедиться в обратном мог любой посетитель выставки. Вместить в павильоне еще 100-200 стендов можно было без особых проблем. Так что в этом плане зеркало получилось несколько кривым.
Что же касается книжного рынка, то основных проблем там две: падение курса национальной валюты, и падение продаж в регионах. Первая проблема отражается на издании книг зарубежных авторов и издательств. При существующих договоренностях о роялти с авторами, стоимость издания становится слишком большой для продажи в России. Но эта проблема решаема, так как и зарубежные авторы и издательства понимают важность сохранения присутствия на российском рынке зарубежной литературы. Например, авторы соглашаются привязать долю роялти к рублю. Издательства тоже переходят на рублевые исчисления, так например, издательская группа «Нью-Эра», публикующая работы Рона Хаббарда, ограничилась лишь небольшим повышением цен на свою продукцию в январе 2015 года, и заморозило их до конца года.
Вторая проблема – это продолжающееся падение продаж в регионах в отсутствие книжных сетей, что делает работу региональных издательств более проблематичной. При этом в Москве в магазинах имеет место перенасыщение книгами. Хотя сейчас этот дисбаланс постепенно уходит и ситуация нормализуется.
Еще одним показателем было увеличение количества издательств, которые предлагают книги в электронном формате. Знаменательным в этом плане стало и то, что одним из главных партнеров выставки в этом году стал магазин электронных книг «ЛитРес». Тенденция к переходу читателей к электронным носителям и отказу от бумажных книг продолжает развиваться.
В то же время продажи бумажных книг сохраняются на хорошем уровне. Тут прогнозы экспертов можно свести к тому, что бумажные книги будут покупать либо люди старшего поколения, для которых они привычнее, либо это будут книги, которые действительно вызывают отклик у читателя. Потому как тратить в 2-3 раза больше денег за книгу, которую удобнее прочитать на электронном устройстве можно только в том случае, если эта книга понравилась, и ее хочется видеть у себя дома в личной библиотеке.
С точки зрения посещения и спроса на выставке было все как обычно – большое количество людей, длинные очереди за книгами и автографами и постоянные продажи в магазинах. Следовательно, рынок жив и будет жить. Чтобы то же было и с ММКВЯ, новому руководству следует перенять главное – открытость к диалогу с участниками и ориентацию на увеличение числа участников, а не на создание видимости заполненной выставки.
Артём Кузнецов
Первое что бросалось в глаза постоянным посетителям выставки – резко сократившееся количество участников. Пустых стендов не было, но были большие пустые пространства, несколько огромных стендов почетных гостей и партнеров выставки, которые раньше негде было бы поставить из-за огромного числа желающих участвовать в выставке. Благодаря хитростям архитектурного планирования помещения, «на глаз» впечатление, что имеет место только 20-25% снижение числа участников.
В официальных же материалах говорится о том, что в выставке приняли участие боле 400 издательств, из 30 стран. Для сравнения, в 2014 году в выставке приняли участие около 1000 издательств из 60 стран мира. Получается, что на выставке было более чем в два раза меньше участников, чем в прошлом году.
Так как ММКВЯ традиционно воспринимается зеркалом книжного рынка и книжного бизнеса России, эксперты и гости выставки были несколько обеспокоены таким положением дел. Но помимо проблем книжного рынка, в этом году были еще и большие проблемы с организацией самой выставки. По неизвестны причинам, бывшее руководство и команду администрации выставки убрали практически в полном составе. И произошло это всего за несколько месяцев до события. Более того – за два месяца до открытия выставки команда менялась еще два раза.
Не удивительно, что пока шла передача дел и люди входили в рабочее русло, время было упущено и из-за царящей неразберихи многие издательства просто не смогли получить стенд. Официально – не было мест, хотя убедиться в обратном мог любой посетитель выставки. Вместить в павильоне еще 100-200 стендов можно было без особых проблем. Так что в этом плане зеркало получилось несколько кривым.
Что же касается книжного рынка, то основных проблем там две: падение курса национальной валюты, и падение продаж в регионах. Первая проблема отражается на издании книг зарубежных авторов и издательств. При существующих договоренностях о роялти с авторами, стоимость издания становится слишком большой для продажи в России. Но эта проблема решаема, так как и зарубежные авторы и издательства понимают важность сохранения присутствия на российском рынке зарубежной литературы. Например, авторы соглашаются привязать долю роялти к рублю. Издательства тоже переходят на рублевые исчисления, так например, издательская группа «Нью-Эра», публикующая работы Рона Хаббарда, ограничилась лишь небольшим повышением цен на свою продукцию в январе 2015 года, и заморозило их до конца года.
Вторая проблема – это продолжающееся падение продаж в регионах в отсутствие книжных сетей, что делает работу региональных издательств более проблематичной. При этом в Москве в магазинах имеет место перенасыщение книгами. Хотя сейчас этот дисбаланс постепенно уходит и ситуация нормализуется.
Еще одним показателем было увеличение количества издательств, которые предлагают книги в электронном формате. Знаменательным в этом плане стало и то, что одним из главных партнеров выставки в этом году стал магазин электронных книг «ЛитРес». Тенденция к переходу читателей к электронным носителям и отказу от бумажных книг продолжает развиваться.
В то же время продажи бумажных книг сохраняются на хорошем уровне. Тут прогнозы экспертов можно свести к тому, что бумажные книги будут покупать либо люди старшего поколения, для которых они привычнее, либо это будут книги, которые действительно вызывают отклик у читателя. Потому как тратить в 2-3 раза больше денег за книгу, которую удобнее прочитать на электронном устройстве можно только в том случае, если эта книга понравилась, и ее хочется видеть у себя дома в личной библиотеке.
С точки зрения посещения и спроса на выставке было все как обычно – большое количество людей, длинные очереди за книгами и автографами и постоянные продажи в магазинах. Следовательно, рынок жив и будет жить. Чтобы то же было и с ММКВЯ, новому руководству следует перенять главное – открытость к диалогу с участниками и ориентацию на увеличение числа участников, а не на создание видимости заполненной выставки.
Артём Кузнецов
Раздел:
Общественная редакция в Волгограде
Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов. Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Каждый ПОДПИСЧИК получает доступ к чату "Общественной редакции" и его голос учитывается при подборе журналистов и выборе тематики новостей. Управляющая компания предлагает кандидатуры журналистов на рассмотрение ПОДПИСЧИКОВ, которые и определяют состав редакции путем голосования.
Каждый подписчик имеет право создания запроса в редакцию, который обрабатывается в порядке очереди. В итоге формируется полноценное журналистское расследование, сопровождающиеся:
- Раскрытием при помощи: фото, видео, стрим;
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.
Таким образом, создается уникальное СМИ, управляемое исключительно ПОДПИСЧИКАМИ.
Новая платформа журналистики будет полностью обеспечиваться за счёт пожертвований подписчиков. Структура "Общественной редакции" полностью исключает понятие "Владелец", как в традиционных СМИ. Таким образом, можно избежать воздействия различных сил: государственных и рыночных, которые искажают информационное пространство на выгоду своим интересам. Журналист в "Общественной редакции" пишет по темам и запросам, которые формируют ПОДПИСЧИКИ в чате редакции.
Раздел "Новости в Волгограде" - это последние новости Волгограда и Волгоградской области. Журналисты портала ГлобалВОЛГОГРАД.ру с максимальной точностью и объективностью донесут до читателей информацию о важных событиях в бизнесе, политике, экономике, здравоохранении, культуре и других сферах жизни региона. Оформите подписку на новости - поддержите независимую журналистику в Волгограде.
Потапова Алёна
Директор по развитию